Доповідь прем'єр-міністра україни миколи азарова

Хочу сказать, что сегодняшнее расширенное заседание Кабинета Министров вызвано, и об этом Президент сказал в своем вступительном слове, тревогой, что процесс реформ притормозился. И в принципе, мы должны были бы сегодня в нашем откровенном разговоре сказать, в чем дело.

Однако послушав выступления, мы слышим, что все хорошо и нормально. Однако люди так не думают, к сожалению, и те реформы, которые мы реализовываем, пока еще очень медленно сказываются на улучшении жизни людей – это самое главное.

Хочу особо акцентировать внимание руководителей министерств и ведомств на том, что проведение реформ – это не только и не столько разработка законов и нормативных документов, но главным образом каждодневная работа над их внедрением в жизнь. Как раз здесь у нас обстоит дело далеко не лучшим образом.

Приведу несколько примеров. 14 августа этого года вступила в силу норма закона, которая дает возможность предпринимателям зарегистрироваться с помощью электронной почты. На середину октября, т.е. спустя два месяца, по этой процедуре поступило аж 11 заявок, а зарегистрирован был только один предприниматель. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

А причина в чем? Отсутствие в Украине единых форматов электронной цифровой подписи. А почему их нет? Да потому что Минюст еще в мае отменил приказ о формате подписей и не предложил ничего взамен.

Или другой пример. Правительство приняло все необходимые решения для внедрения действительно революционного закона Украины о регулировании градостроительной деятельности. И что же? Уже практически год прошел, руководители регионов, органов местного самоуправления не выполнили задачу привести собственные нормативные акты в соответствие с законом и обеспечить разработку соответствующей планировочной документации, в частности зонинга, согласно требованиям закона.

Жалобы, которые поступают от застройщиков из Днепропетровска, Киева, Чернигова, Лучка и других городов, свидетельствует о промедлении, а иногда даже о торпедировании органами местного самоуправления требований закона, в частности относительно ограничения долевого участия в развитии инфраструктуры населенных пунктов при строительстве жилья.

В результате такой бездеятельности положительный в целом закон не дает ощутимых результатов. А где же активная позиция Минрегиона, министра Близнюка А.М.? Именно его министерство должно быть локомотивом этой реформы, убрать любые препятствия для развития строительной отрасли, на которую мы хотим как раз сейчас опереться для преодоления кризиса.

По некоторым направлениям задачи выполняются преимущественно формально. Как следствие, результат незначительный и не отвечает поставленной цели. Так, якобы выполняя задачу нормативно-правовыми актами утвердить медицинские стандарты в предоставлении первичной медицинской помощи, Министр здравоохранения издает приказ, которым лишь определяет темы для разработки стандартов.

Неудовлетворительную работу – об этом Президент в своем выступлении говорил – Минздрава, без преувеличения, каждый человек ощущает на себе. Особенно болезненно отзывается, когда без учета мнения людей, без согласования с общинами закрываются больницы и амбулатории. Год заканчивается, а в больницах и поликлиниках нет в нужном количестве вакцин, лекарств, медикаментов. Дошло до того, что мы фактор крови закупили через МЧС, пользуясь процедурами резервного фонда. Вакцина против туберкулеза до сих пор проходит контроль качества, тем временем датской гуманитарной вакцины хватит, максимум, на 2 месяца.

Кстати, а что, если исследования, которые сейчас проводятся, покажут, что российская вакцина непригодна для использования у нас? Что, тогда будем "пеплом голову посыпать"? Александр Владимирович, 5 месяцев – срок Вашего пребывания в должности более чем достаточный, чтобы в своей сфере навести порядок. Дожили до того, что Президент был вынужден публично объявить выговор члену Кабинета Министров. Это вообще для Кабинета Министров ЧП!

Здесь докладывал Каськив В.В. Так послушать, все прекрасно и хорошо. Кстати, Владислав, из 500 млн. почти 400 млн. – это китайская инвестиция, о которой Президент договорился еще год назад. А остальные 100 млн. не знаю, куда и что. И что такое 100 млн. для работы агентства?

А вот если говорить о реализации Национального плана, то из 30-ти мероприятий Национального плана действий Нацагентство выполнило всего 7. Еще год назад стояла задача разработать Закон "О национальных проектах", базовый для реализации этого направления. Согласно Национального плана Вы должны были еще в апреле его разработать и должным образом согласовать со всеми, однако этого не было сделано. Причем я задавал вопрос не раз: "Что мешает и кто мешает?" Моя дверь открыта, пожалуйста.

В целом среди главных проблем выполнения мер Национального плана действий оказалось прежде всего продолжительное, неоправданно затянутое согласование проектов нормативно-правовых актов между нашими же министерствами и ведомствами, особенно это касается чувствительных для общества, но крайне необходимых мер. Безусловно, необходимо радикально изменить отношение к выполнению задач Национального плана действий на 2011 год, а при планировании реализации реформ на 2012 год необходимо тщательно проработать как содержание мероприятий, так и этапность, в том числе с учетом тенденций на мировых рынках. Поставленные Президентом задачи, Виктор Федорович, все Ваши высказанные замечания безусловно будут учтены, и должны быть выполнены в срок и качественно. Правительство примет специальное решение по этому поводу.

Уважаемые коллеги!

Заказчику реформ – украинскому обществу – не нужны "галочки" напротив разработанных документов. Нужны работающие законы, постановления, которые облегчают ведение бизнеса, совершенствуют социальную защиту, улучшают медицинское обслуживание и образование.

Я не хочу заниматься самобичеванием, но реально ни предприниматели, ни промышленники, ни бюджетники еще не ощутили позитивных результатов от принятых нормативных актов.

Так что же происходит? Не умеем или не хотим. Может кому-то нужна помощь? Я об этом уже говорил. Так почему же руководители министерств и ведомств не обращаются за ней? Вместо этого исправно рапортуют о выполнении пункта Национального плана, то-есть ставят галочки.

Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо знаем друг друга, и я не хочу никого обижать. Однако, дело не в обидах, а в том, что мы не можем мириться с таким положением дел в ведомствах и на территориях. Люди об этом пишут, жалуются, возмущаются, требуют от власти справедливости и ответственности.

Позволю себе процитировать сообщение на моей странице в Facebook от Валерия Пономаренко, вчера пришло: "Николай Янович, не пора ли поменять стратегию внедрения реформ? Уверяю Вас, на местах достаточно грамотных и целеустремленных людей, которые могут и хотят проводить разъяснительную работу среди населения. А это и есть доверие к власти. Проблемы в руководителях на местах. Даже, если это ваши соратники, но, если они не могут, а некоторые не хотят заниматься такой работой, может им не стоит занимать ответственные посты". Об этом пишет простой человек. Давайте вместе подумаем над этим.

Справедливо сказано и я хочу ответить, что ни партбилет, ни личная преданность не будут индульгенцией или «ярлыком на правление». Если люди отворачиваются от вас, значит в вас прежде всего дело.

Вы смотрите выпуски телевизионных новостей? В каждом - о том, что прорвало теплотрассу, замерзает дом, невозможно сделать прививку, детям не на чем добираться к школе и т.д. А у нас в наших отчетах все отлично.

Посмотрите на свою работу глазами людей, вы же работаете для них. А что видят люди? Что без тепла оставался даже Институт педиатрии, акушерства и гинекологии в Киеве, несвоевременно начался отопительный сезон в Ивано-Франковской области, целый город Калуш с запозданием начал отопительный сезон, в Луганской, Херсонской, Республике Крым и в г. Севастополе. Сейчас поступают многочисленные жалобы на отсутствие отопления из Ужгорода, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Львовской, Луганской, Одесской, Харьковской, Херсонской областей, Крыма. Это при том, что Вы, А.М. Близнюк, перед Правительством отчитываетесь, что страна на 100% готова к отопительному сезону.

Требую от министров и от всех руководителей регионов лично до конца недели разобраться со всеми жалобами по этим вопросам, а также, безусловно, задача расчетов за энергоносители. Предупреждаю самых больших должников: Днепропетровскую, Донецкую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Луганскую, Харьковскую области, Республику Крым и город Севастополь, что у вас на это есть максимум месяц.

Много тревожных сигналов поступает в Кабинет Министров о ситуации в Минобороны. Состояние дел в армии нисколько не улучшилось. Жилье для военнослужащих не строится. Оборонный заказ не выполняется. А министр всю энергию тратит на скандалы: то тендеры срывает, то наладить питание солдат не может, то выясняет с начальником Генштаба, кто главнее. Я очень сожалению, что Вы не сделали выводов из той критики, которая в Ваш адрес звучала год назад на заседании СНБО.

Много жалоб поступает на работу Министерства образования и науки. Министр не умеет и даже откровенно не желает наладить диалог с ректорами ВУЗов и студенчеством. Зачастую показухой подменяет работу по обеспечению учебниками, школьными автобусами, по подготовке учебных заведений к зиме. Надо, Дмитрий Владимирович, прекратить такие игры и реально заниматься работой.

Люди видят, что в регионах не решаются самые насущные вопросы, Правительство как бы работает само по себе, а местные органы власти существуют на "своей волне". Например, в Херсонской области накопилось свыше 1 тыс. тонн пестицидов и ядохимикатов, непригодных для использования, которые необходимо давным-давно было утилизацировать. Вопрос даже близко не решается и не ставится, кстати.

Принято решение Правительством по строительству складов и холодильников а также оптового рынка по продаже овощной и сельхозпродукции вблизи Херсона – абсолютно ничего не сделано, хотя обещания звучали на всех уровнях. Непонятно почему, Костяк Н.М., стоит работа.

Очень плохо обстоят дела во Львовской области. За 9 месяцев 2011 года объемы строительства в этой области выросли меньше, чем на 1% – 0,9. Это при том, что за счет централизованных государственных капитальных вложений там был построен стадион и заканчивается реконструкция аэропорта. И если мы эти объемы уберем, то в области провал по развитию строительного комплекса.

Социальное напряжение вызывает рост в области задолженности по выплате зарплаты. С начала года задолженность выросла на 2 млн. грн. и составила 66 млн., в то время как в большинстве областей происходит обратная тенденция. Правительство вынуждено направить в область дополнительную дотацию на выплату зарплаты свыше 20 млн. грн. И, конечно, здесь, Виктор Федорович, существенные недоработки губернатора Цимбалюка М.М.

Плохо обстоит дело с ростом задолженности по зарплате в Николаевской области. По состоянию на 1 октября, рост задолженности по зарплате – 26%.

На заседании Правительства 26 октября этого года рассматривался вопрос о ситуации, которая сложилась в АПК области, в том числе состояние строительства новых и реконструкция действующих объектов инфраструктуры для хранения сельхозпродукции, закладки на хранение такой продукции урожая 2011 года. Работа Николаевской обладминистрации была признана неудовлетворительной. Несмотря на это Николай Петрович не сделал надлежащих выводов и не принял меры для улучшения ситуации, а на заседании Кабинета Министров амбиции свои высказывал. Пора бы амбиции оставить при себе, а выполнять то, что положено делать.

Крайне неудовлетворительно обстоит дело с инвестиционными проектами. Объемы инвестиций в основной капитал в Запорожской области за первое полугодие 2011 года уменьшились, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, на 32%, в то время, как по стране, наоборот, рост на 16%. За январь-август 2011 года убытки предприятий увеличились в 1,6 раза. Крайне неудовлетворительная работа руководства области.

Мы с вами, уважаемые коллеги, со всеми терпеливо работали, но подошли уже к черте, где ваши амбиции, поиск оправданий вместо поиска способов изменить ситуацию вредят прежде всего людям. То возмущение, которое люди высказывают в отношении работы различных органов власти, это момент истины.

Уважаемые коллеги, несколько слов о ситуации в стране и о мировом контексте для наших планов.

Президент всегда говорит, что надо своим людям говорить правду. И мне думается, что мы иногда, может быть, из лучших побуждений, ситуацию приукрашиваем. Однако настало время, когда требует констатации тот простой факт, что в мире во всей силе разворачивается финансово-экономический кризис. Если прошлый кризис начинался с банкротства банка, пусть крупного, но одного банка, то сейчас кризис разворачивается с банкротства целых стран, а это уже не банк. И в этой обстановке, конечно, главная наша задача – подготовить свою страну к тем испытаниям, через которые мы должны пройти. Есть у нас для этого возможности? Конечно, есть.

Тот комплекс мер, которые Правительство принимает вместе с Национальным банком, хотя нас критикуют, что мы, Виктор Федорович, вроде бы с запозданием принимаем, нет, мы их принимаем в те сроки и в то время, когда они являются актуальными, я думаю, создают для нас возможность пройти через эти испытания с минимальными потерями и минимальными рисками. Если проанализировать, как развивался кризис 2008 года в Украине, то пока у нас, если сравнивать ситуацию 2008 года и ситуацию 2011 года, то пока у нас ситуация контролируемая и регулируемая по всем параметрам.

Вместе с тем, уже не первый докладчик и Президент в своем выступлении поднимали вопрос о, так называемых, льготах. Буквально вчера я смотрел Евроньюс, мы ведь заключили соглашение с Евроньюс и часто наши репортажи показываются по Евроньюс в русской редакции, хотя есть и наша украинская редакция. Так вот, вчерашний сюжет, что люди, возмущенные отменой льгот, вышли к Верховной Раде. Но никто никаких льгот не отменял, не было такого решения и не принималось такое решение. Речь идет о том, что и в 2010, и в 2011, и на 2012 г. планируется только увеличение финансирования по социальной защите.

Сейчас некоторые политики в прошлом - и премьер-министры, и председатели Верховного Совета, и министры, и вице-премьеры - к большому сожалению, в очередной раз используют в этой сложной обстановке методы популизма и раскручивают тему, так называемых, льгот.

Мы все знаем, как обстоит дело на самом деле. Надо, чтобы наши люди тоже знали. Начиная с 2000 года, в бюджете каждый раз приостанавливалось действие норм более чем 70 законов, которые предоставляли различные объемы льгот. Если бы они не приостанавливались, то бюджет каждого года должен был бы 5-кратный размер финансирования привлекать на рынки долгов и заимствований, что является абсолютно невозможным. Поэтому такие решения принимались, начиная с 2000 года ежегодно.

В 2011 году Правительство решило раз и навсегда урегулировать этот вопрос. Каким образом? Внесло в Верховный Совет закон, по которому ни одна льгота не сокращается, но каждый год объем выплат устанавливается в зависимости от возможностей государства. Однако в этом году к большому сожалению определенными политиками была раскручена кампания через суды. Суды приняли разные решения. И за вот эти 9 месяцев 6 млрд. грн. было автоматически списано со счетов Пенсионного фонда. Что это означает? Ведь это было списано в пользу, пусть десятков тысяч человек, но пострадают миллионы, ведь миллионы не получат не то что доплат, а станет вопрос смогут ли они получить те пенсии, которые предусмотрены им законодательством.

Теперь, какие же решения принимают суды? Владимир Михайлович уже говорил, я просто назову конкретно. Есть в Харьковской области, и губернатор должен был бы этим заниматься, товарищ Добкин, некто Бергер – активист организации "Чернобыль", который, кстати, привез сюда людей. Суд присудил ему компенсацию 775 тыс. грн. и установил пенсию в размере 34 тыс. грн. – есть, за что воевать.

А теперь на минутку подумаем: где справедливость? Если 11 млн. пенсионеров каждый получит компенсацию примерно по миллиону. Это сколько будет? Это 11 триллионов гривен. Это 11 валовых внутренних продуктов страны. Это 11 лет вся страна должна работать, ни копейки не тратя никуда, только выплачивая компенсации.

Это ситуация полного абсурда. И вот этой ситуаций пользуются, поточу что люди не знают. Люди же не виноваты в том, что такие законы существуют: обманывать, спекулировать, настраивать и т.д.

Еще одна тема, которая, к сожалению, должна быть поднята и о которой тоже надо говорить правду – это тема цены на газ. Напомню, что сейчас цена российского газа для Украины без учета Харьковской скидки, примерно 546 долларов. На минутку сравним, по какой цене покупает газ Германия? Она покупает газ по 346 долларов, находясь более, чем на 2 тыс. дальше от российской границы.

И в этих условиях, когда постоянные представители Евросоюза говорят, что "мы аплодируем этому договору, который в 2009 г. был подписан и спас Европу от кризиса", я хотел бы спросить: "А за что обидели народ Украины? За что поставили нашу страну на грань катастрофы? За какие такие беды и вины?". Этот же вопрос можно задать еще некоторым политическим деятелям, которые сейчас выступают с разными заявлениями, и то же самое спросить. А что в результате? Мы удерживаем тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения. Население платит в среднем 866 тыс. грн. за 1000 кбм. Предприятиям коммунальной энергетики газ реализуется по цене 1309 грн., т.е. 163 дол. Но если мы не достигнем договоренности с Российской Федерацией, долго мы еще сможем удерживать эту разницу в тарифах? А она составляет по году, ни много ни мало, 16 млрд.

В числе антикризисных мер Президент прежде всего потребовал уменьшить расходы на управленческий аппарат. И мы уже предусматриваем сокращение более чем на миллиард гривен расходов на содержание административного аппарата.

Президент также требует провести максимальную экономию всех расходов, которые можно сделать. На втором чтении мы такие предложения сделаем, учитывая ситуацию, которая складывается в мире.

Мы будем энергично выполнять государственную программу развития внутреннего производства, которая предусматривает рост инвестиций в отрасли, товары которых будут вытеснять на нашем рынке импортную продукцию.

Мы будем вкладывать деньги, создавать и развивать отечественные производственные мощности, что позволит меньше тратить валюты и меньше зависеть от импорта.

Мы приняли план мер по преодолению негативного сальдо внешней торговли, т.е. план стимулирования украинского экспорта, расширения рынка сбыта отечественной продукции, в частности в АПК будут разработаны национальные стандарты, гармонизированные с международными.

Правительство стимулирует масштабное внедрение энергосберегающих технологий, в частности в жилищно-коммунальном секторе, энергоемких отраслях экономики путем инвестиционной поддержки и предоставления налоговых льгот, компенсации процентов по банковским кредитам. Только в текущем году на это направлено 910 млн. грн. в соответствии с Государственной целевой программой энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из восстанавливаемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

В 2012 г. планируется довести государственные инвестиции, поскольку это основа сохранения внутреннего рынка до уровня 5% ВВП или более чем 75 млрд. грн., что почти на 19 млрд. больше, чем в текущем году. В ближайшее время Правительство заслушает на своем заседании, как реализуется инвестиционная программа этого года, при этом наиболее важным является инвестирование в энергосберегающие технологии, программу импортозамещения, создание рабочих мест. Правительство также предусматривает компенсацию процентных ставок по кредитам для предприятий сельского хозяйства, для внедрения энергосберегающих технологий, приоритетных инвестиционных проектов.

Мы продолжим дерегуляцию и усовершенствование налоговой политики, чтобы капиталы не уходили из Украины, а приходили в нашу страну. И особое внимание мы уделим обеспечению ценовой стабильности. Это главные принципиальные антикризисные решения, которые Правительство по согласованию с Национальным банком задействует уже в нынешнем году и в полной мере реализует в следующем.