Особенности дерматоглифических параметров у юно

Использование дерматоглифики в медицине как метода генетического анализа началось в 60­х годах прошлого столетия. Известно, что дерматоглифические параметры, которые не изменяются в течение всей жизни человека, «составляют маркерную генетическую систему широкого биологического диапазона». При некоторых наследственных заболеваниях наблюдаются характерные изменения структуры кожного рельефа пальцев и ладоней. Особенности расположения папиллярных рисунков на пальцах свидетельствуют о высокой генетической детерминации и являются классическим генетическим маркером [1, 2]. Использование дерматоглифики рекомендовано группой экспертов ВОЗ (1971) в качестве объективного критерия при изучении полигенных систем для болезней наследственного предрасположения, к которым относится и артериальная гипертензия [3]. Как полагает Е.Р. Яголинтзер, дерматоглифика может быть использована при медико­генетическом консультировании больных с артериальной гипертензией для оценки генетического риска ее возникновения среди членов семьи. В настоящее время в литературе встречаются лишь единичные работы, посвященные данному вопросу [4–6].

Цель исследования — выделить прогностически значимые дерматоглифические критерии для прогноза артериальной гипертензии у лиц молодого возраста.

Материалы и методы исследования

Дерматоглифические параметры изучены у 78 юношей с первичной артериальной гипертензией (ПАГ) в возрасте 13–18 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении кардиоревматологии института, и у 60 родственников­пробандов (матери, отцы) в 37 семьях. Группу сравнения составили 50 здоровых подростков того же возраста. Дерматоглифические исследования проведены в группе лиц одинаковой этнической принадлежности (русские, украинцы). Использовалась методика анализа, предложенная H. Cummis, Ch. Midlo с учетом унифицированной Лондонской классификации по дерматоглифике [7]. Дерматоглифы анализировались по количественным и качественным показателям для левой и правой руки раздельно и суммарно. Рассчитаны индексы Данкмейера (отношение A/W), Пола (A/L), Фуругата (W/L) и дельтовый индекс (D­tr).

Статистическая обработка данных проведена с помощью прикладных программ в системе Excel на ПК IBM PC.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе количественных дерматоглифических параметров установлены достоверные различия между основной группой и контролем: по расстоянию ad на обеих руках, at — на правой руке; по углам ctd и atb — на левой руке; по гребневому счету ab и bc — на левой руке и RC­V на обеих руках (табл. 1).

Выявлены различия в окончаниях главных ладонных линий: у юношей с ПАГ линия А чаще заканчивалась в 3, 5’ и 4­м полях на левой руке и в 5’ и 4­м — на правой, а у здоровых юношей — в 4, 11­м на левой руке и в 3, 4 и 2­м полях — на правой руке; линия В — в 7 и 5’’­м на обеих руках в основной группе, в группе сравнения — в 7 и 5’­м полях на левой руке, в 7, 5’ и 4­м — на правой. Главные ладонные линии С и D в обеих сравниваемых группах заканчивались в одних и тех же полях: линия С — в 7 и 9­м, линия D — во 2 и 9­м.

Среди качественных признаков у подростков основной группы выявлено разнообразие узорных типов на ладони и пальцах. На гипотенаре обеих рук у юношей с ПАГ узор Аu/Ас (у 39,7 % на левой руке и у 44,9 % — на правой, р < 0,01) встречался достоверно чаще, чем у здоровых сверстников (соответственно 14,0 и 22,0 %), и реже — ульнарные дуги (Аu на левой руке в контрольной группе у 60,0 % исследуемых, в основной — у 16,7 %, а на правой — соответственно у 46,0 и 12,8 %; р < 0,001). Только у подростков с ПАГ (11,5 %) на левой руке встречался узор Lr/Ac, а в 2,6 % случаев на второй межпальцевой подушечке обеих рук определялась большая петля (L). Кроме того, на третьей межпальцевой подушечке выявлено значимое снижение частоты малой петли (l) на обеих руках и отсутствие узора на левой руке (р < 0,01); на четвертой межпальцевой подушечке — достоверное повышение встречаемости малой и большой петли (р < 0,05 и р < 0,01) и снижение частоты дополнительного пальцевого трирадиуса в сочетании с малой петлей (id) на левой руке (р < 0,05). Сравнительный анализ узорного фенотипа на пальцах рук показал увеличение частоты встречаемости дуг (А; 4,4 %), уменьшение завитков (W; 31,1 %) и сложных узоров (3,6 %) у подростков основной группы в сравнении с контролем (соответственно 1,8; 33,8 и 7,6 %). У юношей с ПАГ на первом, третьем и пятом пальцах рук выявлены дуги, которые не встречались у здоровых подростков.

В основной группе на обеих руках увеличены индексы Данкмейера (22,2 и 8,4 против 6,8 и 4,2 — в контроле) и Пола (8,8 и 5,3 против 3,1 и 2,8), снижен индекс Фуругата (39,6 и 63,3 против 45,9 и 67,6).

Анализ других дерматоглифических показателей статистически значимых различий в частоте определения тех или иных узоров не выявил.

При сравнительном анализе дерматоглифических параметров родителей и их детей выявлена идентичность в частоте окончания главных ладонных линий А, В, С и D, в рисунке гипотенара, тенара, второй межпальцевой подушечки, в общности пальцевых узоров и индексов Данкмейера и Пола. Установлена корреляционная связь (р < 0,01) для величины гребневого счета в паре «отец — сын», в паре «мать — сын» значимой связи не получено.

Обнаруженный у юношей с ПАГ набор качественных дерматоглифических признаков, сходных с таковыми у мужчин, перенесших инфаркт миокарда в возрасте до 45 лет (исследования проведены Е.В. Акимовой и З.Н. Евсеевой в той же лаборатории медицинской генетики института), позволяет высказать предположение о возможной подверженности раннему развитию атеросклероза этих подростков [8].

Проведение математического расчета прогнозирования заболевания при помощи неоднородной процедуры Вальда позволило выделить 15 прогностически значимых показателей дерматоглифики в развитии ПАГ у лиц мужского пола (табл. 2). Апробация выделенных прогностических дерматоглифических критериев на основной группе больных и лиц, не вошедших в основную группу, показала, что в 72,6 % случаев был установлен правильный диагноз, неопределенный — в 27,4 %.

Таким образом, полученные данные дерматоглифического анализа у юношей и их родителей свидетельствуют о значимости генетической детерминированности в развитии артериальной гипертензии. Показатели дерматоглифики могут быть использованы в качестве скрининг­теста или дополнительного диагностического теста в комплексе с другими клинико­лабораторными исследованиями, а прогностические признаки — для прогнозирования развития артериальной гипертензии у подростков.

Список литературы

1. Mein Ch.A., Caulfield M.J., Dobson R.J. Genetics of essential hypertension // Hum. Mol. Genet. — 2004. — № 13. — P. 169­175.

2. Великорецкая М.Д. Значение дерматоглифики в клинической практике // Педиатрия. — 1986. — № 6. — С. 38­43.

3. Пузырев В.П., Карпов Р.С. Генетика артериальной гипертонии: Руководство по артериальной гипертонии / Под ред. акад. Е.И. Чазова, проф. И.Е. Чазова. — М.: Медиа Медика,2005. — 784 с.

4. Мазо Р.Э., Надеждина Е.А. Артериальная гипертензия у детей. — Минск: Наука и техника, 1985. — 173 с.

5. Люсов В.А., Евсиков Е.М., Машкова Ю.М. и др. Роль генетических факторов в развитии первичной артериальной гипертензии у молодых мужчин призывного возраста // Российский кардиологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 6­17.

6. Глотка Л.І. Особливості розподілу дерматогліфічних показників в ядерних сім’ях хлопців з гипоталамічним синдромом пубертатного періоду // Актуальні проблеми акушерства і гінекології, клінічної імунології та медичної генетики. — Київ; Луганськ, 2009. — Вип. 16. — С. 299­303.

7. Loesch D.W. Sprawie nomenclature method badania dermatoglifow // Folia Morph. — 1969. — Vol. 28, № 1. — P. 97­100.

8. Акимова Е.В., Евсеева З.Н. Особенности дерматоглифики у отцов, перенесших инфаркт миокарда в молодом возрасте, и у их детей // Педіатрія, акушерство і гінекологія. — 1989. — № 4. — С. 9­10.